Улучшение вязкости разрушения высокопрочных сталей авиационно-космического назначения путем регулирования морфологии включений.
Обобщены результаты последних исследований улучшения вязкости разрушения (К1с) при плоской деформации типичных низколегир. 4340 и среднелегир. НУ180 и АF1410 высокопрчных Ст, в настоящее время широко используемых в авиационно-космической технике. Правильное регулирование морфологии включений эффективно сказывается на улучшении К1с указанных Ст. Исследования выявили сильную зависимость К1с от объемной доли включений и среднего расстояния между ними. К1с Ст 4340 определяется возникновением и ростом пустот около включений MnS. Значит снижение содержания S очень эффективно для улучшения К1с, но на практике это не всегда подтверждается. Рассмотрены причины этого отклонения. Обрабртка Ст 4240 кальцием скачкообразно улучшает К1с. Это связано с заменой MnS на СаS. Приведены результаты исследования влияния Са на механические свойства Ст. Сочетание горячей прокатки с низкой степенью обжатия с улучшающей термообработкой позволяет получить хороший баланс прочности и вязкости Ст 4340 при высокой изотропности механич. свойств. К1с среднелегир. Ст улучшают La и Ti. Даны пояснения по механизму такого улучшения. Новые условия применения указанных Ст требуют от них не только высоких прочности и вязкости разрушения, но и высокого сопротивления коррозионному растрескиванию под напряжением.