Существует два определения слова «сефард»: узкое и широкое. В узком смысле речь идет о тех евреях, которые жили на Пиренейском полуострове и их потомках. В более широком смысле в число сефардов также включают тех евреев, которые следуют сефардскому религиозному ритуалу; в этом случае в данную категорию попадают, помимо сефардов в узком смысле, и те евреи, предки которых, возможно, никогда не были ни в Испании, ни в Португалии. При этом в некоторых пользующихся сефардским ритуалом еврейских общинах действительно значительная часть евреев является потомками изгнанников с Пиренейского полуострова. Это верно, например, для еврейских общин Северной Африки (особеннно Магриба), Балканского полуострова и Италии. С другой стороны, в таких странах, как Ирак и Иран, а также на Кавказе и в Средней Азии, где местные еврейские общины также следуют сефардскому ритуалу, потомков испанских и португальских евреев очень мало либо вообще практически нет.
В данном разделе мы будем понимать термин «сефард» в некоем промежуточном значении, т.е. «сефардскими» будем условно называть фамилии евреев тех стран и областей (Магриба, Балкан, Италии), в которых после 1492-1498 осело значительное число евреев-изгнанников. Такой поход объясняется тем, что нередко формально установить присутствие предков современных носителей той или иной семьи на Пиренейском полуострове не представляется возможным; более того, семьи из Магриба или Италии были смешанного происхождения (часть предков — из Испании или Португалии, часть — попали в Магриб или Италию непосредственно из Восточного Средиземноморья).
Существует несколько независимых групп сефардских фамилий. Во-первых, уже до изгнания евреев в 1492 г. из Испании и в 1497 г. из Португалии, немало местных семей носило наследственные именования: древнееврейского или арамейского происхождения (Габбай ‘сборщик налогов’, Сарфати ‘француз’), арабского (Абулафия ‘человек с хорошим здоровьем’, Алкалаи), испанского или португальского (Амарильо ‘желтый’, Амиго ‘друг’, Каро ‘дорогой’, Негро ‘черный’, а также многочисленные фамилии, происходящие от топонимов, такие как де Леон, Кастро, Куриель, Ларедо, Наварро, Толедано и Франко). От мужских имен произошли Абоаб, Аттиа(с) (оба — с арабскими корнями), Намиас (вариант имени Нехемия), Амадо (дословно ‘любимый’), Буэно (‘хороший’), Видаль (от корня ‘жизнь’) и Лумброзо (‘полный света’), Абрабанель (от фонетического варианта имени Авраам + испанский уменьшительный суффикс -ель). Большая часть изганников поселилась в Восточном Средиземноморье, которое принадлежало Османской империи, и поэтому фамилии, звучащие как испанские, которые мы встречаем несколько веков спустя в таких общинах, как Салоники, Измир (Смирна), Стамбул, по всей видимости, тоже образовались еще до изгнания (хотя и не исключена возможнось их создания уже в Османской империи); среди них — Кордоверо ‘из Кордовы’.
__________________
Ищу женщину для уборки квартиры.