Через некоторое время под влиянием своих более умеренных соратников и германских князей Лютер несколько остыл и признал, что он погорячился. С кем не бывает? Зато спустя 400 лет выдвинутые Лютером требования получили свое воплощение. Гитлер с гордостью называл Лютера учителем и союзником: «Он видел евреев такими, какими мы только начинаем видеть их сегодня». Началом осуществления своего видения Гитлер выбрал знаменательную дату – день рождения Мартина Лютера. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацисты осуществили по всей Германии самый страшный еврейский погром, вошедший в историю под названием «Кристалл нахт» (хрустальная ночь). Позже имя Лютера еще не раз упоминалось нацистами, прозвучало оно и на Нюрнбергском процессе. Юлиус Штрейхер – один из главных идеологов рейха, приговоренный к повешению, оправдывался тем, что он не говорил о евреях ничего хуже того, что давно уже было сказано о них Лютером.
Не менее поучительный пример того, как можно дойти до крайних форм проявления антисемитизма, показывает нам другая историческая личность. Карл Маркс, внук ортодоксального раввина, был обращен в христианство в возрасте шести лет, но ни верующим, ни религиозным человеком он не стал. Его первая крупная работа «К еврейскому вопросу» проникнута прямо-таки нацистской ненавистью к евреям, иудаизму, а заодно и к христианству. В этой работе он выступает истинным материалистом: «Каков мирской культ еврея? Кто его мирской бог? Деньги. Деньги – это ревнивый бог Израиля». Сочинение Маркса, хотя и написанное евреем, понравилось Гитлеру еще больше, чем религиозный пафос Лютера. Гитлер признавался, что многие его антисемитские идеи выработались под влиянием этого труда. Раз уж мы коснулись одного из самых парадоксальных явлений антисемитизма – евреев-антисемитов, то нельзя не вспомнить еще одного из самых ревностных евреененавистников, Льва Троцкого (Бронштейна). В связи с этим придется вернуться в Россию.