Историческая канва "Мегилат Эстер"
рав Довид Натив
Вопиющая несправедливость совершается по отношению к Мегилат Эстер, когда свиток изображается одним большим фарсом. При вдумчивом анализе текста Мегилы в ней, наряду с хитросплетениями сюжета, обнаруживаются бесконечные смысловые глубины. Идентификация исторического контекста Мегилат Эстер поможет нам лучше понять течение событий. Почти в самом начале свитка мы встречаем известный всем стих, который рефреном напоминает об изгнании царя Йеоахина после того, как вавилоняне одержали победу над Иудеей. "Один иудей жил в Шушане, изгнанный из Иерусалима среди изгнанников, изгнанных с Йехонией (вариация имени царя Йеоахина), царем иудейским". Это самое древнее из событий, упоминаемых в Мегилат Эстер. Вероятнее всего, одновременно с Йехонией был изгнан не Мордехай, а его прапрадед Киш: "Мордехай, сын Яира, сына Шимми, сына Киша, из колена Биньяминова" (Мегилат Эстер, 2:5).
Это изгнание Йеоахина произошло за 11 лет до разрушения Первого Храма, после которого сыны Израиля немедленно были уведены в Вавилонию. С появлением указа персидского царя Кира (Кореша), которым он разрешил евреям возвращаться в Иерусалим, вавилонский Галут, в сущности, мог закончиться. Но, как нам известно, только меньшинство евреев (совсем не обязательно принадлежащих к элите) вняли призыву о возвращении.
Число "возвращенцев" было малым, и настолько же малоуспешной была их деятельность в Эрец Исраэль по прибытии. Не случайно Галаха требует, чтобы Мегилу пятнадцатого Адара читали в городах, укрепленных именно со времен Йеошуа (первоначального завоевания Эрец Исраэль), а не в тех, которые обносились стенами в раннюю эпоху Второго Храма, когда разворачивались события, описанные в свитке. Тогда ситуация в Земле Израиля была "аховой". Нам известно из книг Эзры и Нехемии, что даже крепостная стена Иерусалима едва ли служила надежной защитой городу.
Как подробно описано в этих книгах, после провозглашения "Декларации Кореша" четыре волны иудеев вернулись на Родину из Вавилонии под руководством: 1) Шешбатцара; 2) первосвященника Йеошуа и Зерубавеля; 3) Эзры; 4) Нехемии. Книга Эзры также очерчивает династию персидских монархов, упоминая четырех царей: Кореша, Дарьявеша, Ахашвероша, Артахшасту. Текст не сообщает нам информацию, касающуюся соответствующих вех или хронологии правления Кореша, но подчеркивает, насколько евреи были преданы идее Второго Храма в шестой год правления Дарьявеша. Книги Эзры и Нехемии сообщают, что обстановка в Эрец Исраэль в правление Ахашвероша была зловещей. Небольшая горстка евреев, заселивших страну, сталкивалась с множеством самых разных проблем: духовных, экономических, связанных с личной безопасностью, социальных. Смешанные семьи обрели масштаб стихийного бедствия. Заметно сказывалось отсутствие религиозного лидера, потребность в котором была так очевидна. Эзра, прибывший в Эрец Исраэль к началу правления Ахашвероша, выдвигал различные предложения и пытался исправить ситуацию, но его успехи были весьма умеренны.