Книга Изгнания
После обзора структуры Мегилы возникает один дерзкий вопрос: Зачем нужны первые две главы? Совершенно очевидно, что ось повествования составляют главы с третьей по десятую. "Завязку" истории - смещение Вашти и возведение Эстер на престол - легко можно изложить в нескольких стихах. К чему все подробности?
Мудрецы объясняют, что все эти главы информируют нас о том, как "соблюдали традицию" в том поколении. Мегила хочет показать нам порочные царские пиры, в которых участвует еврейская община, за что она и наказана. Евреи способны были чувствовать себя комфортно, живя среди язычников. Вплоть до того, что на трон империи могла воссесть царица-еврейка! Стремлению в Эрец Исраэль они предпочитали "оседлую жизнь" в Персии, где легко можно было удовлетворить самые разные потребности. Обоюдное молчание между книгами Эзры-Нехемии и Свитком Эстер обозначает пропасть, разделяющую два еврейских очага: Эрец Исраэль и Диаспору. Им, фактически, нечего было сказать друг другу. Они не поддерживали никаких связей. Горстка самоотверженных убежденных людей жила в Эрец Исраэль и трудилась во имя исполнения пророчества об Избавлении, пока большинство наслаждалось роскошью разнузданных царских пиршеств. Мегилат Эстер, таким образом, - книга Изгнания, выявляющая опасности, скрытые в галутном существовании. Все выглядит очень респектабельно, пока не наступает кризис. И тогда единственным выходом из него объявляется решение "убить евреев".
Даже после событий, описанных в Мегиле, не так уж много персидских евреев эмигрировало в Израиль. Так же было в Испании - когда инквизиция "прошлась косой" по испанскому еврейству, только горстка направилась в Эрец Исраэль. Большинство рассеялось по другим странам. Так же было и в недавнем прошлом - после Холокоста, и уже в нашем поколении - во время эмиграции советского еврейства. Возможно, самая трагическая историческая параллель Мегиле - последствия декларации Бальфура, которая гарантировала евреям свободный въезд в Страну Израиля. Печально, но большинство предпочло Галут. Ситуация в Израиле действительно была в те годы суровой и приводящей в уныние. Но представьте, какой гигантский шаг мог бы быть сделан на пути к нашему окончательному избавлению, если бы миллионы евреев приехали в Палестину до Холокоста. Как много евреев было бы спасено от уничтожения!