Борис, ну Вы же прекрасно понимаете, что упреки из вне обычно не воспринемаются. Наоборот, критикуемое общество (неважно какое) начинает закрываться и защищаться и даже отбрыктваться от обвинений. Тем более это происходит, когда общество уверено, что те, кто со стороны критикует вообще плохо понимают их внутреннюю суть и вообще являются чуть ли не врагами, пытающимися насадить чуждые идеи. Воспринять конструктивную критику общество может только если она идет изнутри этого общества, и даже эту критику оно воспримет с неохотой, потому как человечеству вообще тяжело соглашаться с критикой. А тут еще мы имеем дело с огромным обществом, которое к тому же сопративляется изменениям, так как долгое время именно незыблемость традиций была их официальной политикой и защитой от разрушительного внешнего влияния. Такое общество еще тяжелее идет на принятие изменений. И внешняя критика не поможет, а наоборот ведет лишь к тому, что оно еще больше замыкается.
Но внутри этого общества уже давно созрела мысль о необходимости изменений. И эта мысль уже завладела очень многими умами. Конечно, не все дружно приняли эту мысль, но довольно многие. Вы наверное слышали о том, как лет восемь назад харедим создали для этой цели организацию "новый санэдрин", в которую вошли семьдесях харедимных равов различных общин. Целью этой организации было создания единого религиозного законодательного органа, решение которого было бы обязательным для всех, а также он должен был пересмотреть алаху, очистив ее от наростов устражений и обычаев, которые уже неактуальны в наше время и выработать единую для всех алаху, тем самым обьединив религиозный мир. Санэдрин таки был создан, очень многие авторитетные харедимные равы в него вошли, многие просто поодерживают, кроме того, большое количество не смогло определиться со своим отношением и заняло выжидательную позицию. Отрицательно настроеных харедим тоже хватало, но они не составляли даже половины религиозного общества и их критика была не очень громкой. Главная проблема состоит в том, что пока что большая часть харедим смотрит на новый Санэдрин со стороны и ждет, что будет дальше, но пока что не признает его органом, решения которого обязательны для всеобщего выполнения, а без этого Новый Санэдрин не может выполнять свои задачи. Он начал уже работать над пересмотром алахи, но так как власти у него нет, то его постановления имеют тот же вес, что и вес авторитета создавших его равов,т .е. кто хочет принемает его решения, а кто не хочет - не принемает. Должно пройти еще пару десятилетий, пока новый Санэдрин станет полноправным законодательным органом и начнет реформировать харедимный мир. И нет тут ничего удивительного, что этот процесс идет очень медленно: большому обществу нужно много времени для радикальный изменений.