Хамец и маца Два основных понятия связаны с Песахом: хамец и маца. И с этими понятиями соотносится большая часть законов и обычаев праздника.
Хамец и всё квасное тесно связаны с такими понятиями, как гордыня и заносчивость. Поэтому и запрещено любое их количество - ведь любая примесь заносчивости наносит человеку непоправимый ущерб. Мёд и другие сладкие продукты связаны с вожделением, поэтому и запрещено замешивать мацу на фруктовых соках, как сказано в Торе:
"Никакое хлебное приношение, которое приносите Г-споду, не должно быть сделано из квасного, ибо ни из какой заквасы и ни из какого мёду не должны вы воскурять огнепалимую жертву Г-споду" (Ваикра,2,11).
Хамец символизирует "злое начало " в человеке, а поиски и уничтожение хамеца - борьбу со злым началом. Заповедь Торы обязывает нас истребить хамец полностью. Когда Израиль впервые получил эту заповедь в Египте, она спасла его от страшных бед, от опасности, которая нависла над всей страной и над ними. Когда Г-сподь приступил к наказанию гордых, властолюбивых египтян, он хотел унизить их в глазах других народов, и показать, что единственный властелин Вселенной. В этот день первенцы Израиля и все его руководители были в опасности, т.к. к ним могла пристать египетская скверна, и ангел-мститель мог наказать и их. Именно тогда Всевышний обратился к Моше и Аарону и повелел им передать Его слова всему Израилю с тем, чтобы каждый дом и каждое семейство взяли себе ягнёнка, принесли его в жертву, помазали его кровью дверные притолоки и затем, в ту самую ночь, ели его жареное мясо (по обычаю рабов того времени) вместе с мацой (обычная пища батраков) и горькими овощами - марором так, как принято у людей, находившихся в беде.
Таким образом, весь еврейский народ, хотя и находившийся ещё в Египте среди скверны и нечистоты, ясно показал, что уже очистился от них. В доказательство он зарезал идола этой нечистой страны и помазал его кровью притолоки своих домов, уничтожил в них символ заносчивости - хамец, и теперь вся его пища - начиная с мяса ягнёнка, зарезанного после того, как с него было снято проклятие идолопоклонства, включая испечённую в спешке мацу, и заканчивая марором, который едят сокрушённые душой люди, - соответствует заповеди "Не изливай при квасном кровь жертвы Моей".
Ведь пасхальная жертва и хамец в сущности несовместимы, в то время, как пасхальная жертва, маца и марор составляют неразделимое целое, как бы говорящее: мы свободные люди, избавившиеся от власти египетского царя, мы служим только Царю Вселенной. Именно уничтожение хамеца, принесение пасхальной жертвы и помазание её кровью дверных притолоков защитили евреев от казней в Египте.
Во все времена уничтожение хамеца - великая заповедь, исполняя которую мы вновь свидетельствуем, что Всевышний - единственный Властелин мира, поддерживающий его и вознаграждающий нас за наши старания в этом мире.