Люди из Осло
Теперь нужно рассказать о том, как власти, ратники из Тинга и королевский совет пытались выманить людей из Осло и расселить их по шхерам и высокогорным долинам, где, как известно, норвежцам самое место. Может случиться так, говорят мудрецы, что власти для этого если и не прибегнут к мечу, то, во всяком случае, будут потрясать щитом, ибо тем, кто правит, никогда не нравилось жить слишком близко с теми, кем нужно править. Тогда, а может и раньше, станет видно, как мало нужно ума и мягкости для того, чтобы управлять норвежцами.
Может статься, говорят мудрые, что жителя Йэрена еще удастся удержать дома. Ему всюду хорошо, хотя бы и в Йэрене, где буйствуют ветры, лишь бы хватало земли, чтобы посадить земляные яблоки. Так Ставангер может стать огромным поселением, и общины вокруг него разрастутся, ибо жители Йэрена размножаются на редкость быстро.
Может случиться и так, что дома останется тот или иной из жителей Трённелага, особенно если они не сидят в Осло в королевском совете, куда им удалось проникнуть во множестве. Ибо, говорят умные люди, даже для жителя Трённелага ясно, что когда он очень долго живет в другом фюльке, то постепенно привыкает произносить целые слова вместо их половины и при этом выговаривать их иначе, чем дома. Тогда он перестает быть истинным трённелагцем, хотя он и оттуда родом. А чем же ему тогда хвастаться?
А еще говорят знающие, что жителя Суннмёре всуе поминать не следует; тут-то он и явится. Другие говорят, что он все равно явится; он вездесущ, к большой радости для себя самого. Многие живут в заблуждении и считают, что нет такой силы, которая удержала бы жителя Суннмёре дома. Там он тоже водится. Он труженик и созидатель и хлопочет, как муравей. Те, кто долго жил рядом с этим народом, лучше других понимают пришедшие из Индии и Маоландии слова о том, что люди слишком быстро размножаются.