ФИОЛЕТОВЫЙ НАРОД,
или Приближение избранных
Цветовые корни еврейской избранности — новый поворот старого спора
Утверждение, что евреи — избранный народ, на сегодня широко распространено. Юдофилы, соглашаясь с ним, считают, что евреи, в общей своей массе, обладают наибольшим интеллектуальным потенциалом, уникальным опытом в решении финансовых проблем, блестящими способностями в сфере художественной культуры и т. д., и т. д. Антисемиты не сомневаются в том, что избранность евреев, являющихся, по их мнению, отбросами человеческого общества, проявляется в ненависти по отношению ко всем остальным народам, в злобной хитрости, в умении устраивать на мировом уровне заговоры против человечества, в изначальной порождённости дьяволом и т. д., и т. д.
Если же попытаться быть объективным и следовать логике самого текста Торы, то становится совершенно очевидно, что избранность еврейского народа заключается не в том, что он лучше (хуже) других, а в его особой функции — нести миру абсолютную мораль путём соблюдения заповедей, возложенных на евреев Создателем.
Вместе с тем, внимательно всматриваясь в текст Торы, можно легко определить, что слово «избранный» применительно к характеристике еврейского народа встречается не в форме «нивхар», образованной от корня «Б.Х.Р.», а в форме «сгула», производной от корня *«С.Г.Л.» (см., например, Шмот, 19:5). Известнейший комментатор ТаНаХа Раши так объясняет этот термин:
«Дорогое сокровище, подобно ”и сокровища царские” (Коhелет, 2:8) — дорогие изделия и драгоценные камни, которые цари хранят (в сокровищницах). Так и вы будете для Меня сокровищем из среды других народов. Но не скажите, что только вы принадлежите Мне, и нет других с вами… (Это заблуждение.)» Итак, если «сгула» — это сокровище, то сокровище не единственное, а следовательно, обладающее какими-то специфическими особенностями. Какими же? В словарях (например, словарь М. Дрора) указано, что от корня «С.Г.Л.» образуется целое семейство слов, среди которых, наряду с уже упоминавшимся «сокровищем», встречаются: «драгоценность», «средство», «особенность», «приспособлять», «усваивать» и — совершенно неожиданно — слово «фиолетовый».