Ислам и демократия несовместимы
Интервью с профессором арабского языка Эстонского гуманитарного института Таллинского университета Отто Ястровым.
— Происходящее в арабском мире напоминает Восточную Европу 1989 года, когда начали по очереди крушиться коммунистический режим. Насколько соответствует истине это сравнение?
— Это не совсем уместное сравнение. В багаже у освободившихся от тоталитарных режимов стран Восточной Европы был прежний опыт демократии – они знали, что это такое, и чего они хотят, потому они сейчас в ЕС.
В арабских странах ничего подобного не происходит. Режим может измениться, но на смену ему не придет демократическое управление государством. Конечно, будут произведены косметические изменения: в Египте Мубараку придется, скорее всего, покинуть власть, у него уже присмотрен наследник, только что назначенный вице-президентом Омар Сулейман. Может случиться и так, что власть вовсе возьмет в свои руки армия и вместо него придет военный диктатор. Но, по сути, это ничего не изменит.
Что же касается других арабских стран, то не уверен, произойдет ли там вообще что-либо. Сейчас, конечно, у арабов царит оживление – проходят митинги, говорят о революции… Но это не значит, что все закончится превращением режима в демократический.
— Почему в арабских странах не может расшириться и внедриться демократия?
— Согласно индексу человеческого измерения, это очень отсталые государства, они находятся в конце мирового каравана. Здесь очень большая зависимость от религии, которая не признает прогресса и развития, оказывает давление на женщин и интеллектуальную жизнь.
На Западе не хотят особенно прислушиваться, что исламу демократия несимпатична. В исламе люди должны слушаться наказов бога, власть и правительство принадлежат богу. И наказы бога очень обстоятельны, они пронизывают всю повседневную жизнь. Рядом с ними демократии просто не остается места. Ислам предполагает, что у человека нет права выбирать себе лидеров, принимающих новые законы и меняющих прежние. Ислам говорит, что на все есть правила и их нельзя изменять.
На деле подобная вера означает, что власть принадлежит богу, что государством правит диктатор, зачастую пришедший к власти военным путем. Если он продемонстрирует, что является хорошим мусульманином, народ возражать не будет. Люди арабского мира не чувствуют, что власть – это нечто такое, что принадлежит им.
— Говорят, у вспыхнувших в арабских странах беспорядков лицо молодого безработного. Насколько религиозно молодое арабское поколение?
— Молодое поколение обычно менее религиозно, но с возрастом оно становится все более религиозным. Я предполагаю, что люди, начавшие беспорядки, не очень хорошие мусульмане. Стиль их жизни не обязательно очень религиозен, тем не менее, они убеждены, что ислам в мире превыше всего. Даже если они не ходят в мечеть и потребляют алкоголь – все равно они говорят, что ислам лучше всего. Никто не говорит, что ислам нужно задвинуть на задний план.