Борис, так получилось исторически, что харедим действительно фактически являются хранителями нашей духовности, традиций и вообще идишкайта, потому что именно для них это их повседневная жизнь, а для большинства нерелигиозных - это лишь ностольгические придания старины глубокой.Вот для Вас и многих остальных идишкайт ассоциируется с маме-лошн, на котором говорили наши бабушки и дедушки, но во-первых, большинство из нас идиш почти не знают и наше поколение мало что сделало, чтоб сохранить этот язык и чтоб наши дети его знали - а это свидетельствует о том, что через одно два поколения идиш мог бы быть полностью забыт, если бы не так нелюбимые Вами харедим, для многих из которых идиш - это не только язык предков, но и язык, на которым они постоянно пользуются в повседневной жизни, на котором разговаривают с детьми, на котором обычают детей идишкайту в хедере и т.д. Именно харедим продлевают жизнь идишу. Во-вторых харедим продлевают жизнь и гораздо более огромному пласту нашего огроного духовного наследия, которое неизмеримо больше, что только маме-лошн, и которое большинство нерелигиозного населения просто не получило от предков, а многим оно не интересно и сейчас. Конечно, многие нерелигиозные интересуются религиозными вопросами, читают книги, что-то соблюдают, но все это делается не на том уровне, на котором можно было бы сберечь эти ценности на протяжении еще неск. поколений. И только харедим, которые живут этими ценностями, являются сегодня гарантами, что наше наследие не будет забыто, и не превратится во что-то мертвое из музея древней истории.