Бриа-Йецира-Асия (о разновидности плодов с точки зрения кабалы)
В предисловии к брошюре При эц ѓадар, в которой изложены многие обычаи Ту би-швата, описывается от имени рабби Хаима Виталя, как именно мы освящаем фрукты в этот день. Хотя там приводятся понятия, взятые из мира каббалы, общий смысл данного отрывка ясен: «Существует тридцать разновидностей древесных плодов. Десять из них происходят из высшего мира Бриа. И поскольку они далеки от скверны, у них нет ненужных отходов снаружи или внутри (то есть кожуры или косточки), и их можно употреблять в пищу такими, какими они были сняты с дерева. Вот эти фрукты: виноград, инжир, яблоки, этроги, лимоны, груши, айва, шелковица, ягоды, рожки.
А другие десять фруктов происходят из мира Йецира, расположенного между мирами Бриа и Асия. И потому эти фрукты не так близки к скверне, как те, что принадлежат к миру Асия, но и не так далеки от нее, как те, что принадлежат к миру Бриа. Поэтому косточки, находящиеся внутри таких фруктов, не употребляют в пищу, поскольку они не такие мягкие, как у фруктов первой разновидности. И вот эти фрукты: маслины, финики, вишня, черешня, сливы, персики, абрикосы, авокадо, шесек, манго.
А еще десять видов фруктов принадлежат миру Асия. У них мы едим то, что внутри, и выбрасываем то, что снаружи, ибо кожура такого фрукта является преградой между внешним миром и мякотью самого плода, дабы она не была поражена скверной. И в этом – тайна злого начала и нечистой оболочки, что пристает к душе человека. И вот эти плоды: гранат, лесные орехи, миндаль, каштаны, желуди, земляные орехи, грецкие орехи, фисташки, киви, банан».
Далее объясняется, что растительный мир создан таким образом, что в нем тесно переплетаются добро и зло. Это результат греха Древа познания добра и зла. Если бы это было только Древо познания добра, его плоды можно было бы вкушать. А если бы это было только Древо познания зла, то и тогда его плоды можно было бы вкушать, ибо необходимо знать, что такое зло, чтобы беречься его. Вся проблема в том, что это Древо познания добра и зла вместе. Мы живем в мире, где все перемешано, где человек, который стремится совершать исключительно добрые поступки, узнает, что это невозможно, что в этом мире нет абсолютного добра. В мире не бывает абсолютно добрых поступков, к которым не примешана хоть какая-то доля зла, и нет абсолютно злых поступков, к которым не примешана хоть какая-то доля добра. Это порождает глубочайшие нравственные заблуждения. Человеку трудно прийти к однозначному выводу, в каком случае придать большее значение доброй стороне того или иного поступка, а значит, совершить его, а когда придать большее значение злой стороне поступка, а значит, воздержаться от него. Эта путаница видна и в растительном мире, в котором у некоторых плодов есть как съедобная мякоть, так и несъедобные отходы – косточка или кожура.